ПРОФСОЮЗЫ | Омск
ПРОФСОЮЗЫ | Омск

К 2003 году минимальный размер зарплат в нашем регионе планируется довести до 3700 рублей, а уровень реальной безработицы снизить до 8% от численности экономически активного населения Омской области. Такие задачи на второе полугодие нынешнего года ставят перед собой региональные власти, органы местного самоуправления и областная федерация независимых профсоюзов. Областная администрация в конце прошлого года непосредственно под руководством губернатора создала межведомственную комиссию по заработной плате и отныне строго следит за механизмом её повышения на предприятиях Омска. Справляются ли профсоюзы со своей задачей защищать интересы своих работников? Об этом - сегодня в "Авторской версии".

18 января в нашей области подписано трёхстороннее соглашение о социальном партнёрстве между работодателями, профсоюзами и региональной властью на ближайшие два года. Три кита, на которых базируется соглашение о социальном партнёрстве в Омской области - это защита интересов и прав трудящихся, развитие экономики региона и укрепление демократических принципов. Уже в феврале вступил в силу новый Кодекс Законов о труде, который отводит профсоюзам первоочередную роль в защите прав трудящихся. Чего достигло это социальное партнёрство за прошедшие пять месяцев? Комментарий нашей программе дал главный государственный инспектор труда области Анатолий Андреевич Пастухов.

Сказать о том, что главный государственный инспектор труда Омской области Андрей Пастухов очень критикует профсоюзные организации за бездействие - нельзя. Предпочитает говорить о том, как это должно быть. В вопросах урегулирования отношений работник - работодатель: профсоюзы - это рабочий авангард, инициатива снизу. Работодателю без профсоюза легче, а вот работнику дееспобный профсоюз все же полезен. Ежедневно в трудовую инспекцию обращаются свыше 50 человек по вопросам трудового законодательства, 80% из этих обращений по проблеме невыплаты заработной платы. В административном порядке руководители предприятий и организаций наказываются и обязуются выплатить долги, в том числе и за каждый день задержки из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Сегодняшняя ставка 23% и на 1000 рублей компенсация составляет по 76,6 копейки за каждый день.
Что говорить о незнании простых граждан, сегодня работники кадровых отделов предприятий и организаций штудируют новый КЗоТ и статьи нового кодекса ответственности за административные правонарушения. Последний предусматривает серьезные меры ответственности за нарушение трудовых соглашений.
Анатолий Пастухов, главный государственый инспектор труда в Омской области: По новому кодексу 9 статей связаны с трудовыми правонарушениями и 6 статей предусматривают рассмотрение дел в суде.
Если руководитель предприятия или организации ранее мог сколько угодно продолжительное время ссылаться на отсутствие средств, то сегодня через профсоюзную организацию или после обращения в трудовую испекцию, можно в суде добиться дисквалификации неудачливого управленца на срок от одного года до трех лет.
Анатолий Пастухов: Действительно, многие вещи сегодня по КЗоТу не соблюдаются, за пять месяцев в ходе проверок были выявлены 7 тысяч нарушений, за грубые нарушения оштрафованы 250 руководителей.
Много нарушений приходится на долю предприятий малого бизнеса и строительных организаций: как в части безопасности условий труда, так и в части заключения трудовых коллективных договоров. По статистике, в предыдущее десятилетие, свыше 1/3 трудоспособного населения было занято на работах во всевозможных ЧП, не существующих нынче. Документация утрачена, записи в трудовых книжках отсутствуют. Государство уже столкнулось с первой волной пенсионеров, у которых подобные проблемы. Коллективный договор сегодня является основным документом, после КЗоТа, регулирующим отношения в трудовом коллективе. В новом трудовом кодексе многие статьи со ссылкой на прописанные условия коллективного договора.
Анатолий Пастухов: В коллективном договоре прописаны все условия: срок выдачи заработной платы, условия труда, допускается все, что может улучшить условия труда, только не ухудшить.
Роль профсоюзов в принятии коллективного трудового договора - определяющая. Правда они пока не дооценили возможности этого момента. Демократический ликбез необходим по всем направлениям: работник - работодатель. По закону, если предложенный коллективный договор работодатель не принимает, то в течение трех месяцев договор утверждается с протоколом разногласий. Без коллективного договора, все ссылки на действующие кодексы могут оказаться бессмысленными.
[Ольга Юрченко]

Осенью прошлого года региональные власти создали межведомственную комиссию по координации деятельности органов, осуществляющих контроль за уровнем, условиями и своевременностью выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности. Руководители предприятий коротко называют её комиссией по зарплате и боятся как огня. В её составе представители областной администрации, силовых структур. Комиссия заставляет повышать жалование сотрудникам, запрещает платить вознаграждение за труд в конвертах, потому что это лишает работников нормальной пенсии, а бюджет - налоговых поступлений. Для многих директоров тогда наступили чёрные дни.

Для организации межведомственной комиссии имелись весьма основательные предпосылки. Ситуация с выплатой заработной платы в 2001 г. приобрела парадоксальный характер. Предприятия области наращивали объёмы производства, но на денежном довольствии специалистов это никак не отражалось. Тюменская статистика, показатели Новосибирска и Кемерово смотрелись куда как выгоднее наших. К примеру ежемесячный оклад рабочего на нефтяных промыслах Западной Сибири составлял 20 000 рублей. А тем временем Омск - стабильно развивающийся регион - занимал в Сибирском федеральном округе последнее место по уровню заработной платы. Над созданием столь безрадостной картины потрудились и государственные фирмы и коммерсанты. Из более чем 70 000 индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в области, 44 000, стремясь уклонится от уплаты налогов, в качестве годового итога указывали нулевой доход. Практика выплат "чёрным налом" становилась повальной. Солидные конторы представляли явно заниженные данные о своём благосостоянии. Лишь 60% в хозяйствующих субъектов разрешили областному комитету Госстатистики предоставлять сведения межведомственной комиссии.
Леонид Полежаев, губернатор Омской области: Если мы не обладаем этой информацией, нам всё равно приходится отвечать на вопросы: "что с зарплатой?", "почему она такая маленькая?". Это наша ответственность. Это наша обязанность.
Руководители предприятий избегали огласки результатов собственной экономической деятельности. Было, что скрывать. На некоторых заводах и фабриках реальный заработок "не дотягивал" до прожиточного минимума. Там профсоюзы были не в силах обеспечить жёсткий контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений. Общественной значимости им прибавило вхождение в состав межведомственной комиссии. Круг вопросов, обсуждаемых на заседаниях, по причине их крайней актуальности, вернул интерес и к омским профессиональным союзам. Разговор вёлся жёсткий. Впервые был создан прецедент уголовного преследования недобросовестных работодателей.
Главный итог работы межведомственной комиссии - размер заработной платы в среднем по области увеличился на 50%. Едва ли не в 2 раза больше стали получать строители, научные сотрудники, работники торговли и общественного питания. В скоре появился и принципиально важный документ "Соглашение о социальном партнерстве на 2002-2003 годы между Федерацией омских профсоюзов, областными объединениями работодателей и Администрацией Омской области." В нём стороны обязуются соблюдать социально-экономические права наемных работников, улучшать условия и охрану труда, повышать экологическую безопасность производства. Глубокую заинтересованность в защите интересов трудового человека областным властям удалось доказать на деле.
[Владимир Пермяков]

Сегодня профсоюзы, возможно, далеко не та сила, как в недавнем прошлом. Многими они воспринимаются как пережиток советской эпохи. Вопрос порою стоит ребром: "А нужны ли профсоюзы в принципе, быть может пришло время отменить их вовсе?" К примеру, на конец 2001 года более чем на трети омских предприятий не было профсоюзных организаций. Сами немногочисленные профсоюзные лидеры тогда заявляли, что тому были и объективные причины: некоторая размытость понятия "наемный работник" в частном секторе экономики и экономическая ситуация в стране. По признанию председателя федерации омских профсоюзов Валерия Якубовича, сегодня благодаря работе областной администрации по наведению порядка с выплатами достойной зарплаты, сложились предпосылки и для возрождения профсоюзных организаций на предприятиях области. В том числе и в частном секторе.

Не секрет, что года три назад свою роль профсоюзы видели лишь в организации разного рода забастовок и митингов. Губернские власти придали профсоюзам более продуктивное направление деятельности. Именно на коллегии администрации области в 2001 году, а затем и соответствующим указом губернатора были разработаны и утверждены основные принципы деятельности межведомственной комиссии, по защите прав и интересов трудящихся. Работа межведомственной комиссии стала поворотным камнем. С тех пор долги по зарплате уменьшились с 2,5 миллиардов, до шестисот миллионов, средняя заработная плата выросла на треть.
На заседаниях межведомственной комиссии многие профсоюзные лидеры предприятий просто ничего не могли ответить на заданные вопросы. Коллективные договоры призваны установить нормальные, цивилизованные отношения между работником и работодателем. Однако основная задача, которая стоит перед профсоюзами - это установить социальное партнерство через взаимодействие профсоюз – работодатель, и сегодня из 83% предприятий где уже заключены коллективные договоры не везде справляются с поставленной задачей партнерства.
По словам лидера омский профсоюзам впереди решение трех главных стратегических задач в дальнейшем развитии профсоюзной работы. Это правовая защита, экономический анализ и кадровая работа. Если сейчас не проблема создать мощное правовое управление при федерации, кстати, оно уже работает, можно собрать экономистов аналитиков, то вот кадровая политика это пока "ахилесова пята” омских профсоюзов и, пожалуй, именно этому направлению, к сожалению, пока уделяется непростительно мало внимания. Предприятия в большинстве своем возглавляют грамотные люди и спорить с ними, отстаивая интересы трудящихся должны не менее грамотные профсоюзные лидеры.
[Игорь Буторин]

Во время подписания январского соглашения о социальном партнёрстве между работодателями, профсоюзами и региональной властью стороны заявили, что их взаимоотношения на ближайшие два года выйдут на качественно новый уровень. Как отметили представители сторон, социально-экономическая политика нынешнего руководства области позволила значительно расширить сферу взаимодействия на базе соглашения о социальном партнёрстве. В нём, в частности, отрегулированы вопросы сотрудничества государственных органов власти, профсоюзов и работодателей в сферах экономической и финасовой политики; развития рынка труда; защиты интересов работников и повышения уровня жизни населения; развитие социальной сферы; охраны труда и экологической безопасности. Казалось бы, настало время начать профсоюзам строить себя заново. Действительно защищать интересы трудящихся - обеспечивать своих работников достойными условиями труда и достойной зарплатой. Ведь России, которую Европа с недавних пор называет страной с рыночной экономикой, важно эту репутацию оправдать...









Просмотров: 110 | Добавлено: 18.03.2015, 05:53
Скачать бесплатно » Омск новости


|